Патриотическое воспитание
29.08.2022

Прошёл Всероссийский семинар по борьбе с фальсификацией истории «История сквозь призму кинематографа»

26 августа состоялся Всероссийский семинар по борьбе с фальсификацией истории «История сквозь призму кинематографа», приуроченный ко Дню российского кино. Своей целью организаторы видели повышение качества работы педагогического сообщества и специалистов сферы патриотического воспитания в борьбе с фальсификацией истории.

7 минут время чтения
Кинематограф является одним из главных способов формирования восприятия и отношения ко многим событиям. Снято множество исторических и псевдоисторических фильмов, которые влияют на сознание массового зрителя. Вот что об этом думает военный историк Олег Сдвижков:
«Фильмы дарят эффект присутствия. Из-за этого подлинность того, что показывают, отходит на второй план. Человек склонен поверить фильму больше, чем тексту. Тем более что текст мы читаем вдумчиво и медленно, а фильм воздействует на эмоции, мы его проглатываем».
На конкретных примерах он показал, как специалистами развенчивались мифы, вложенные режиссерами в военные картины, а также рассказал о разнице между реальными историческими событиями и том, как их подают в фильмах. Олег Сдвижков выразил мнение, что картины с неточностями можно смотреть, но не всё показанное нужно принимать на веру:
«Не стоит прятать фильмы и тексты, в которых заведомо есть вымысел. Нужно пытаться анализировать и проверять их подлинность совместно с учениками и студентами. Тем более сейчас постоянно добавляются новые документы в интернете и много доступных источников, которые позволяют это сделать».

Вторая часть семинара была посвящена поиску ответа на вопрос: «Кому выгодна фальсификация в кино и как разоблачать фальсификаторов при помощи исторических фактов». Заместитель директора департамента науки и образования Российского военно-исторического общества Денис Шполянский рассказал, как бороться с умолчанием фактов и вещами, которые подаются под другим углом. По его словам, никто не знает, как всё было на самом деле, даже участники событий. Люди лишь транслируют свои взгляды на ситуацию. Однако важно максимально близко подводить режиссерский вымысел к историческим фактам, приближать его к реальности. Денис Шполянский подчеркнул:
«Искать информацию лучше не из фильмов. Фильмы — отдельное направление, которое, конечно, может служить образовательным целям, но смотреть их нужно, уже имея какую-то базу. Наработать её можно, читая книги. Причем это должны быть хорошие книги, например, которые выпускает Российское военно-историческое общество. Что касается фильмов, то среди них есть много достойных, особенно советская киноклассика».
Тема третьей секции семинара: «Документальные фильмы Фонда Александра Печерского». В ней участникам помог разобраться политолог, председатель правления Фонда Александра Печерского Илья Васильев. О деятельности фонда он сказал следующее: 
«Мы занимаемся увековечиванием памяти о сопротивлении в нацистских лагерях. Уделяем большое внимание теме нацистской оккупации и той трагедии советских военнопленных, которая разразилась на территории нашей страны. Мы делаем документальные фильмы, которые посвящены всем этим темам».

Илья Васильев отметил, что картины используются для образования, показываются студентам и школьникам, которым сложно смотреть большие ленты. Чтобы увлечь образовательным процессом молодёжь, фонд экспериментирует с форматами фильмов: например, недавно была выпущена серия из 25 коротких роликов про немецкую оккупацию.
Организатор семинара — программа Роспатриот Федерального агентства по делам молодёжи. Главный партнёр программы семинара — Российское военно-историческое общество.

Семинар прошёл в онлайн-формате в официальном сообществе ВКонтакте «ЯПатриот».