Патриотическое воспитание
24.08.2022

«Патриотом не рождаются, им становятся»: в Калуге прошёл второй день Окружного образовательного форума

23 августа в Калуге состоялся второй день Окружного образовательного форума. Он подарил участникам свежие идеи, которые могут быть интегрированы в повседневную деятельность на региональном и федеральном уровнях. В ходе семинаров присутствующие наметили векторы развития в сфере патриотического воспитания и получили от экспертов ответы на главные вопросы.

7-8 минут время чтения
Первую образовательную сессию «Система патриотического воспитания молодёжи. Эффективные региональные практики» провёл начальник управления молодёжной политики Министерства образования и науки Калужской области Михаил Артамонов. Он рассказал о региональном проекте «Патриотическое воспитание», программе военно-патриотического воспитания молодёжи и её подготовке к прохождению военной службы, а также проводимых военно-спортивных играх. Михаил Артамонов отметил, что в регионе десяткам школ присвоены имена героев, и в 301 школе работают историко-патриотические музеи. Он подчеркнул, что сейчас массово появляются проекты по сохранению исторической памяти, в частности проводятся уроки мужества, мероприятия ко Дню освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков, акция «Сила в правде».

На сессии «Социология патриотического воспитания. Вызовы нового времени» выступила советник генерального директора ВЦИОМ, член научного совета при президиуме РАН, член общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей России Елена Михайлова. Она рассказала о социологических аспектах патриотического воспитания и выстраивании эффективной системы внедрения патриотизма в жизнь молодёжи в рамках отдельного региона.

В формате кейс-стади прошло обсуждение применения смыслов 10 граней патриотизма в работе. Специалисты из десяти разных сфер обменялись успешными практиками из реальной профессиональной жизни и нашли новые, нетривиальные способы внедрения патриотических смыслов в ежедневную деятельность.

На семинаре «Наставничество» выступил заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Сергей Огородов. По его словам, задача ветеранов кроется не в том, чтобы соревноваться в IT-технологиях с молодёжью, а в том, чтобы просто быть с ней рядом, участвовать в поисковой и волонтёрской работе, делиться своим опытом. Также он подчеркнул, что чувство патриотизма есть у всех, главное его пробудить.

В рамках семинара своим мнением по поводу наставничества и патриотизма поделился и советник губернатора Ленинградской области Юрий Олейник:
«Наставник — человек, который многого достиг в своей жизни. Ветераны — люди, участвовавшие в боевых действиях, дети войны. Всем им есть что передать молодёжи. С ними нужно разговаривать, живое общение — самое важное, это кладезь. Мы привыкли, что есть дедушка и бабушка, но даже не знаем, кем они были в молодости. А если с ними поговорить, вы узнаете много правды. Пока есть возможность живого общения — это нужно делать. Только от ветеранов можно получить духовно-нравственное воспитание. Патриотом не рождаются, им становятся. Без сомнения, у нас самая патриотическая молодёжь в мире. Мы привыкли, что патриотизм — это война, но патриот — это тот, кто любит свою страну, свою родину и работает на её благо. И неважно, чем он занимается».

В свою очередь, президент региональной общественной организации поддержки ветеранов военной службы «Офицерский клуб» Игорь Котов отметил, что рассмотрение патриотизма через грани является верным подходом, так как это позволяет оценить его в комплексе, не упустив главного.

Помимо лекций и семинаров, присутствующие приняли участие в мастермайнд-группах, где они обменялись опытом и поработали над поиском новых идей по внедрению патриотического воспитания в жизнь. В ходе этого заместитель начальника управления молодёжных проектов и программ Росмолодёжи Василий Тетерин поделился следующим мнением:
«Патриотическое воспитание имеет отложенный эффект. Это процесс, который происходит постоянно. Поэтому появление в федеральном проекте новых результатов является логичным и закономерным. Они возникают, потому что появляются свежие программы, которые могут повлиять на эту сферу».

Он отметил, что к имеющимся достижениям можно относиться по-разному, но с ними уже можно активно работать и объединять их в единую систему.

В своём выступлении начальник управления по реализации проектов и патриотическому воспитанию молодёжи программы Роспатриот Федерального агентства по делам молодёжи Алёна Васенкова подчеркнула важность привязки памятных дат к событиям, которые происходят в рамках конкретной семьи. Также она подняла тему прививания патриотизма людям 30-35 лет. По её мнению, именно эта возрастная группа нуждается в особых инструментах для интегрирования концепции 10 граней патриотизма.

Организаторами мероприятия являются Федеральное агентство по делам молодёжи в рамках программы Роспатриот совместно с Министерством образования и науки Калужской области.