Бумажные фотографии – сохранение истории или пережиток прошлого?

23 Августа 2019

19 августа весь мир отмечает День фотографии. Он был учреждён в 2009 году по инициативе австралийского фотографа Корске Ара. Дата выбрана не случайно – именно в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Его изобрел француз Луи Жак Манде Дагер, а правительство Франции впоследствии выкупило у него патент на эту перспективную инновацию. Именно изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной «технологии». Пресс-служба Роспатриотцентра изучила вопрос развития фотографии и влияния на нее цифровизации, а также пообщалась с фотографом, который в наши дни занимается настоящей ретро-фотосъемкой.

В век цифровых технологий многие носят в кармане не только портативное средство связи, но ещё фотоаппарат и видеокамеру – все эти возможности совмещает миниатюрный смартфон. Цифровая революция и совершенство фототехники привели к тому, что фотография стала всемирным хобби. Качественные фотографии стали доступны большему количеству людей, а число пользователей только одного Instagram насчитывает 300 миллионов пользователей, а каждый из них «фотограф».

Всего лишь двадцать лет назад фотоаппараты были доступны далеко не многим, плёнки проявлялись в специальных фотоателье или в тёмном помещении прямо в квартире, а фотографии распечатывались на бумаге. В то время бумажные снимки сохранялись «на память», домашние семейные фотоальбомы насчитывали огромное количество страниц, а пополнить семейную коллекцию снимков считалось необходимым, чтобы сохранить историю. Простота хранения и распространения изображений в цифровом виде привела к значительному снижению интереса к печати фотокарточек. Не секрет, что сейчас многие пользователи предпочитают хранить их исключительно в виде файлов, в социальных сетях, либо с помощью «облачных» сервисов. И хотя количество получаемых снимков за последнее десятилетие резко возросло, доля изображений, выводимых на печать, кардинально уменьшилась.

Александр Копелев – один из почитателей бумажных фотографий и приверженец мнения, что каждая фотография должна нести в себе определенное настроение и рассказывать историю. Он занимается ретро-фотосъемкой и делает фотографии с помощью объектива Петцваля, которому больше 160 лет. В 1840 Йозеф Петцваль на основе математических расчётов сконструировал портретный объектив, который ознаменовал очередной этап развития фотографии. Для своего времени объектив Петцваля обладал поистине революционными характеристиками. Почти полное отсутствие дисторсии (от лат. – искривление) и отличная резкость. Благодаря высокой светосиле экспозиция сократилась с получаса до считанных секунд. И это был большой прогресс в портретной фотографии.

Александр рассказал, что после окончания института культуры, посвятил жизнь фотографии: «Я работаю в разных жанрах и экспериментирую с различными видами фотопечати. Черно-белая фотография, портрет, снятый на плёнку – это особый вид искусства. Создание портрета для меня – это всегда общение и диалог. Мне нравится показывать личное, живое и прекрасное в человеке, его внутренний свет, раскрывать личность. Моя задача – сделать так, чтобы каждый герой моих фотографий, затаив дыхание, наслаждался своим изображением».

Александр отметил, что цифровизация повлияла на развитие фотографии так же, как и на развитие всех остальных видов искусств. «С одной стороны, стало проще, с другой стороны – стало сложнее. Есть живопись, театр, кино, они могут пересекаться, а могут и не пересекаться. Сейчас показывают цифровые фильмы в кинотеатрах, даже снятые на смартфон. Но они не отменяют поход в театр или живопись. Так и с фотографиями на бумажном носителе – люди относятся к ретро-фотографиям как к чему-то интересному и по-своему новому».

Не смотря на то, что компания Polariod перестала выпускать свои «фирменные» аппараты моментальной печати, спрос на их прототипы не угас. Японский концерн «FUGIFILM» выпустил Instax – моментальную камеру, которая так же моментально завоевала любовь поклонников по всему миру. Приятным дополнением к этой камере стали сменные картриджи с разнообразным дизайном на любой вкус. А в торговых центрах появились специальные автоматы, в которых любой желающий может распечатать «на память» свои снимки из соцсетей.

Электронное хранилище – одно из самых полезных изобретений человечества, но не забывайте, что печать – санитар цифрового пространства. Когда-то на плёночном фотоаппарате было максимум 36 кадров для самых значимых и важных моментов, а теперь цифровой носитель может насчитывать гигабайты забытых фотографий. Печатайте снимки, освежайте воспоминания, просматривая семейные альбомы, а также посещайте выставки известных фотохудожников для вдохновения.

Например, до 1 сентября можно успеть в Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, где в июле проходила летняя экспериментальная лаборатория Magnum Live Lab/19 – это международный проект, в рамках которого фоторепортёры легендарного агентства Magnum Photos в течение двух недель знакомятся с городом и осуществляют съемки, а затем в открытом для публики режиме обсуждают фотографии и готовят экспонаты для итоговой выставки. Таким образом, проект лаборатории соединяет в себе исследовательскую (взгляд на город глазами всемирно известных фотографов), образовательную и просветительскую (зрители наблюдают за процессом отбора наиболее удачных кадров, которые становятся частью ценнейшего архив знаменитого фотоагентства) миссии. Среди фоторепортёров, снимавших Москву в рамках лаборатории, был и Григорий Пинхасов – единственный русский фотограф, принятый в знаменитое агентство Magnum.

А фотографии на выставке Дианы Тафт будто застыли во времени. Тающие ледники, гигантские айсберги: американский фотограф делала свои снимки в Арктике и Антарктике, обращаясь к теме климатических изменений. Увидеть фото можно до 25 августа в Мультимедиа Арт Музее в Москве.

А в Центре фотографии имени братьев Люмьер с 6 июня по 1 сентября представлены ретроспективы американского фотографа Шейлы Мецнер. Ее работы впервые представлены в России, а сама выставка познакомит зрителя с необычной эстетикой и покажет всю широту творческой работы автора. В экспозиции представлено около 100 работ автора, начиная с самых ранних кадров 1970-х годов, заканчивая фотографиями 2000-х: портреты семьи, натюрморты, пейзажи, съемки для модных журналов и портреты знаменитостей.