«На Деда Мороза надейся, а сам не плошай» – как российские дети становятся основателями успешного бизнеса

4 Октября 2019

Каждое поколение детей отличается от предыдущего. Мир меняется, обновляется система обучения, в которой активно используют интерактивные программы, а за развитием новых технологий очень сложно уследить. Сейчас всё больше говорят о так называемом поколении Z, выросшем в век цифровых технологий.

Источник фотографии: http://pixabay.com/

Кто же они такие – дети нового поколения? Дело в том, что в начале 90х годов 20 века Уильям Штраус и Нил Хау представили миру свою теорию, в которой примерно раз в 20-22 года происходит смена поколений, где характеристики представителей каждого цикла схожи благодаря тому опыту, который они усвоили в детстве. Так, поколению Z предшествовали «бэби-бумеры», самодостаточное и прагматичное поколение X иначе называющееся 13-ым поколением и выделяющиеся миллениалы поколения Y.

Представители поколения Z зачастую ассоциируются с термином «Цифровой человек» и это похоже на правду, ведь действительно дети этого поколения не знакомы с революцией технологий – они изначально родились в момент самого расцвета цифровизации. В детстве вместо мультиков и игрушек они предпочитают виртуальное пространство, формальному образованию предпочитают личную образованность и практические знания, а вместо нескольких томов книги выберут ёмкий короткий текст со смайликами, содержащий только суть. Но зато среди их характеристик отчётливо выделяется желание брать от жизни всё. Обычной работе они предпочтут дело, которое сможет как можно скорее принести им материальный достаток и станет способом получения удовольствия от жизни. Именно такими и представляются нам юные инициативные предприниматели, которые успели найти дело жизни и ещё до своего 18-летия.

Школьник-предприниматель Андрей Терновский из Москвы в 14 лет придумал абсолютно «свежую» для интернета платформу, объединившую видеочаты и социальные сети.

Источник фотографии: http://peoples.ru/

В 2009 году буквально за два дня и две ночи Андрей смог создать приложение Chatroulett, которое позволило пользователям анонимно общаться в видеочате со случайными собеседниками. После того, как о программе узнали американские СМИ, а газета New Your Times выпустила интервью с Андреем, количество «юзеров» приложения превысило полтора миллиона. А спустя год после создания Chatroulett его стоимость оценивалась независимыми экспертами в сумму от 30 до 50 миллионов долларов.

В 2017 году Ирек Махмутов из Альметьевска в свои 17 лет организовал целое производство деревянных игрушек Kids to Kids. Сама идея зародилась у Ирека во время практики. Тогда он убирался в кабинете труда и решил попробовать монетизировать то, что делают школьники на уроке – попробовать зарабатывать на деревянных поделках, ведь такое дело могло помочь им не только заработать, но и, возможно, найти профессию по душе.

Источник фотографии: http://gubdaily.ru/

Ирек нашел двух друзей-партнёров, с помощью ИП своей бабушки они договорились о сотрудничестве с двумя школами и детским технопарком «Кванториум», и запустили производство. При этом никого из школьников они работать не заставляют и сотрудничают по настоящему договору только с заинтересованными лицами, предоставляя необходимые помещения, сырьё и эскизы. У производства уже есть свои постоянные покупатели не только среди родителей, но и среди оптовых поставщиков.

Виктор Львов из Москвы с 13 лет совмещает учёбу и бизнес. Он решил попробовать себя в строительном бизнесе, вдохновившись примером своей бабушки, которая в 1990 году открыла своё ателье, самостоятельно возила тоннами ткани и шила.

Источник фотографии: https://vk.com/entrepreneur111

Виктор начинал как посредник: получал заказы, затем находил бригады для их выполнения и за процент передавал им заказ. Затем Виктор решил пойти дальше – он начал работать через ИП партнёра и за передачу заказов стал отвечать специально нанятый технический директор, а компания направилась в сторону механизации черновой отделки, которая позволяет сократить срок ремонтных работ до трёх недель. В одном из интервью он рассказал, что в самом начале своего пути ему по телефону приходилось представляться секретаршей Анной: «Лет в 13–14 общаться с клиентами было сложно. У меня ломался голос, около 60% клиентов и потенциальных исполнителей говорили «Мальчик, ты куда лезешь?» и вешали трубку. Чтобы решить эту проблему, я представлялся секретаршей Анной. Мало кто различал 13-летнего мальчика и девушку-помощницу. Некоторое время спустя вопросы к возрасту отпали, а многие партнёры до сих пор не знают, сколько мне лет». В итоге Виктору удалось выйти на оборот почти в 1,2 миллиона рублей до своего совершеннолетия.

А школьники из Подольска решили выйти на международный уровень и поставлять товары российского производства за рубеж. Дмитрий Растопчин (16 лет), Юрий Кузнецов (17 лет) и Анастасия Цыганова (16 лет) вместе учились в одном классе. В 2015 году Дима и Юра вместе вели YouTube-канал с обзорами на товары из Китая, а затем это переросло в бизнес-идею и они привлекли в свой проект Настю.

Источник фотографии: http://rb.ru/

Изучив интернет рынок, ребята поняли, что нет сервиса, который бы продавал товары российского производства нескольких категорий. В сети были представлены только узконаправленные магазины, специализирующиеся на книгах или еде. Первые продажи делались через сервис EBay, где и появились первые клиенты. Из-за большого объема работ им пришлось найти еще одного сотрудника, так в их команде появился 17-летний Даниил Виноградов. Именно так и «родился» проект RocketStore.

У ребят не было стратегии, была только идея и минимальный бюджет, собранный из накоплений. Через месяц они уже обрабатывали 10-20 заказов в неделю. Основными рынками сбыта онлайн-магазина стали США, Канада и Великобритания. А среди категорий в лидеры выбились товары для здоровья (натуральная жвачка из смолы, мумиё), детские игрушки и печатная продукция (календари, постеры). Основатели проекта отмечают, что иностранцам очень интересно как живут в России и у них есть тренд на органические товары, что в совокупности рождает спрос на продукцию их магазина. И не смотря на то, что за рубежом есть аналоги подобных товаров, стоимость заказов напрямую из России выходит в несколько раз дешевле, чем в местных магазинах.

На сегодняшний день их интернет-магазин экспортировал 100 тысяч единиц товаров, услугами воспользовались 10 тысяч розничных клиентов, а среди товаров ассортимента числится 500 позиций. Они сотрудничают с 50 поставщиками из России и имеют 4 международных дистрибьюторов: Тайланд, Сенегал, Япония, США. Месячная выручка RocketStore составляет от 500 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц и сейчас компания идёт к созданию международного решения по логистике.

Пётр Куликов из Тюмени в 15 лет открыл свой кулинарный бизнес – он делает торты с необычным дизайном. Свой первый «манник» он испёк в 10 лет, а уже в 8 классе понял, что хочет стать кондитером.

Источник фотографии: http://tmn.aif.ru/

Во время учёбы в школе Пётр брал всего один заказ в неделю, чтобы готовить только на выходных и больше уделять время урокам. Первые шаги в бизнесе Петру помогала делать его мама. Она развивала блог в Instagram, делала и обрабатывала снимки тортов, а также закупала необходимые продукты и инвентарь. Сейчас Пётр уже учится в Тюменском техникуме индустрии питания, коммерции и сервиса на повара-кондитера.

Свой уникальный «почерк» в оформлении тортов он приобрел, вдохновившись художниками-абстракционистами, геометрическими формами и современным искусством. В одном из интервью он рассказал, что в его городе слишком большая конкуренция, и он старается выделиться за счёт дизайнерского подхода к каждому торту: «Сейчас из декора среди заказчиков популярны ягоды, цветочки. Но я не объясняю, что это прошлый век. Большинство идей я беру с Запада – там все это понимают. Иногда находятся люди, которым интересно подходить к дизайну тортов с пониманием, и мне самому интересно готовить».

Источник фотографии: https://vk.com/petr_kulikov_cakes

В завершение стоит отметить, что каждый из героев материала прошёл свой особый неповторимый путь. На сегодняшний день у этих молодых бизнесменов всё хорошо, но впереди их ждут новые вызовы. Часто говорят, что успешные люди стоят где-то на границе времён, воплощая в настоящем идеи будущего и прошлого. Для этого не столь важно обладать уникальными качествами, гораздо полезнее уметь смотреть по сторонам и чётко знать свою цель. Как сказал заслуженный физик и мультимиллионер Валентин Гапонцев: «Не нужно гениев, от них толку мало, должен быть грамотный аккуратный человек, способный сконцентрироваться на задаче и работать в команде».